Цель программ повышения квалификации – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, врач-онколог, отлично разбирающийся в лечении больных раком, хочет повысить свою квалификацию и изучить современные методы лечения, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Актуальные вопросы онкологии» решат проблему. Или бухгалтер организации бюджетной сферы три года находилась в отпуске по уходу за ребенком, за это время в законодательстве произошло много изменений, были введены в действие федеральные стандарты учета для организаций бюджетной сферы, применение которых в настоящее время обязательно. Чтобы получить новые компетенции в пределах имеющейся квалификации, бухгалтеру целесообразно пройти обучение по программе повышения квалификации, например, «Федеральные стандарты бухгалтерского учета: практика применения».
В целом, можно обобщить и сказать, что дополнительные профессиональные программы повышения квалификации нацелены на:
• изучение передового опыта в отрасли;
• получение и совершенствование навыков;
• изучение современных методик решения профессиональных задач.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 академических часа. Для всех видов учебных занятий один академический час равен 45 минутам.
По окончании успешно прошедшие итоговую аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Унифицированной формы удостоверения о повышении квалификации законодательством не предусмотрено, каждая образовательная организация имеет право разработать свой образец этого документа. Примерный образец удостоверения приведен на рисунке ниже.
Профессиональная переподготовка, как и второе высшее образование – это возможность освоить новую профессию и сменить сферу деятельности для тех, кто уже получил диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.
Цель дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки – получение новых умений и навыков по актуальным обучающим программам для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Курсы профессиональной переподготовки актуальны для людей, которые уже обладают какой-либо профессией и хотят освоить новый вид профессиональной деятельности.
Учебный процесс имеет свои задачи:
• обновление знаний, опираясь на актуальные профессиональные стандарты;
• освоение новой профессии;
• возвращение к деятельности, которая прерывалась на несколько лет;
• изучение определенных дисциплин для получения дополнительных специальностей в соответствии с новым видом деятельности.
Профессиональная переподготовка может быть также обязательной в связи с трансформацией структуры профессии специалиста, введением в действие профессиональных стандартов по тем или иным профессиям.
Например, экономист отдела по труду и заработной плате Семенова Вера Петровна на протяжении 8 лет занималась расчетом норм выработки для рабочих машиностроительного завода в соответствии с должностной инструкцией, имея высшее образование по специальности «Экономика». В связи с усилением влияния предприятий-конкурентов на рынок сбыта продукции завода, руководством предприятия было принято решение создать на заводе отдел по осуществлению деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг. Семеновой В. П. предложили должность специалиста по закупкам в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок». Не имея опыта в закупочной деятельности, Вера Петровна решила пройти курс профессиональной переподготовки «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг».
Минимально допустимый срок обучения по программам профессиональной переподготовки – 250 академических часов. (п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499).
Для всех видов учебных занятий один академический час равен 45 минутам. Ежедневная учебная нагрузка не может превышать 8 академических часов, максимальная еженедельная учебная нагрузка – 40 академических часов. Конкретный срок обучения устанавливается утвержденной образовательной программой.
Вместе с тем требования к сроку обучения по программе дополнительного профессионального образования для каждого сотрудника организации может установить работодатель, исходя из особенностей содержания, организации и условий выполнения профессиональной деятельности, и согласовать его с образовательной организацией, осуществляющей обучение.
Согласно пункту 3 статьи 76 Федерального Закона № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки допускаются граждане:
• имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
• получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Существенный момент: при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования диплом о профессиональной переподготовке выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
По окончании курса профессиональной переподготовки слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке. Унифицированной формы диплома о профессиональной переподготовке законодательством не предусмотрено, каждая образовательная организация имеет право разработать свой образец этого документа.
В отличие от удостоверения о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке имеет приложение, в котором указывается наименование пройденного курса профессиональной переподготовки, наименование и трудоемкость изученных дисциплин, а также оценки, полученные в ходе освоения образовательной программы.